Казахстан продлил запрет на экспорт сжиженного нефтяного газа (СНГ) автомобильным и железнодорожным транспортом еще на шесть месяцев. Этот шаг предпринят Министерством энергетики с целью обеспечения внутреннего рынка страны необходимыми ресурсами. Запрет касается не только сжиженного нефтяного газа, но и пропана и бутана.
Однако из этого общего запрета есть несколько исключений. Запрет не распространяется на экспорт, осуществляемый недропользователями, которые производят продукцию в рамках соглашений о разделе продукции или контрактов, утвержденных на уровне Президента Казахстана и обладающих стабильностью налогового режима. Также разрешен вывоз продукции, произведенной из казахстанского сырья на Карачаганакском месторождении, согласно международным договорам. Помимо этого, транзитные перевозки, начинающиеся и заканчивающиеся за пределами Казахстана, также не подпадают под запрет. Вывоз в рамках гуманитарной помощи по решению правительства – еще одно исключение.
Это решение является продолжением политики, начатой 2 мая текущего года. Министерство энергетики, в начале октября, сделало проект приказа о продлении этого запрета. Первоначально действие запрета началось именно с этой даты для поддержания ресурсов внутри страны.
В параллельном контексте министерство энергетики Казахстана планирует ликвидировать дефицит газа к 2030 году. Для достижения этой цели не планируется строительство нового нефтеперерабатывающего завода, а предполагается увеличение производственных мощностей на существующих объектах. Министр энергетики настаивает на том, чтобы сжиженный газ использовался преимущественно в нефтегазохимии, а не для заправки автомобилей, предложив приближение цен на автогаз к ценам на бензин. Это должно мотивировать владельцев транспортных средств воздерживаться от перевода автомобилей на газ.
Запланированы и действия по повышению цен на сжиженный газ каждые полгода. Глава Министерства энергетики также сообщил о росте потребления сжиженного газа, что обусловлено переводом автомобилей на газ, и указал на возможную необходимость будущего импорта этого топлива. В случае импорта стоимость газа может приравняться к ценам на бензин.